На главную страницу
Хуан Диего Флорес - Москва. 23 декабря 2004 года. 20 часов 00 минут. Московский международный дом музыки.
о концерте | биография | фотогалерея | материалы прессы     

"Ведомости" от 27.12.2004

Скромный виртуоз

Петр Поспелов

В Доме музыки спел лучший специалист по Россини

Нечастый случай - в Москву приехала действующая звезда мировой оперной сцены, которая к тому же не валяла дурака, а демонстрировала свой профессионализм. Концерт показал, что Хуан Диего Флорес особенно хорош в редком репертуаре, с которым мало кто в мире умеет справляться.

Россини диктовал моду в 10-20-е гг. XIX в., когда итальянцы не могли помыслить вечера без оперы, когда от композиторов ждали новинок, при этом платя им гораздо меньше, чем тенорам. Тенора эти обладали не сильными, но гибкими голосами, верхние ноты брали легко, но без грудного напора, музыку же без зазрения совести меняли так, чтобы показать свои лучшие качества и скрыть худшие. Постепенно все изменилось - в моду вошли более крепкие голоса, верхних нот стало меньше, зато брать их стало нужно полным голосом. Уважения к автору - больше. И музыка Россини осталась на бумаге - одна для всех, хотя в свое время писалась для того или иного конкретного тенора. К нашему времени добавились новые печали: общий строй стал выше, а тенор как биологический вид и вообще как-то повывелся. Стоит ли говорить, насколько редок сейчас не просто хороший, а хороший россиниевский тенор?

Хуан Диего Флорес именно таков. Он перуанец (в Италии подобные голоса больше не рождаются), ему 31 год, и он поет на ведущих сценах мира. Он родился в правильное время - когда растет интерес к забытым операм, в том числе операм Россини. Правда, "Севильский цирюльник" никогда не терял популярности, но ария дона Альмавивы из 2-го акта часто пропускалась - тенора не могли с ней справиться. Флорес же в московском концерте пел именно эту арию. Как и столь же трудные арии из "Золушки" и "Семирамиды".

В ариях Россини певцу негде спрятаться: правила игры заданы и любая ошибка будет на виду. Флорес пел без ошибок - как честный и скромный мастер. Его колоратуры звучали гибко и пластично. Что касается верхних нот, то их было вдоволь - не только полдюжины "до" в "Дочери полка" Доницетти, но и три "до-диеза" в россиниевской "Семирамиде". В отдельности это не подвиг: но у Флореса верха были лишь частью общего стиля - досконально изученного и освоенного. Его исполнение нельзя назвать аутентичным, это скорее результат сложения трудностей оригинала с требованиями современного пения.

Ремесло Флореса не сводится к демонстрации виртуозности: ему прелестно удалась лирическая ария из оперы "Капулетти и Монтекки" Беллини. Тем не менее в ходовом лирическом амплуа Флорес не так интересен. Романс из "Любовного напитка" Доницетти и бисовую Песенку Герцога из "Риголетто" Верди он спел гладко и мило, но без вокальных откровений. А бисовая "Гранада" оказалась и вовсе бледной попыткой соревноваться с харизматическими тенорами.

Не стоит сравнивать Флореса с уходящими титанами тенорового цеха. И все же в отличие от Паваротти и Доминго их молодой коллега пел в том же самом Доме музыки без микрофона, правда, и акустика в зале улучшилась. Не стоит сравнивать Флореса и с Хосе Курой, хотя и того и другого подают как "четвертого" тенора мира - слишком разные у них амплуа. И все же Кура старше Флореса на десять лет, за которые он успел исхалтуриться (последнее свидетельство - новая кино-"Травиата") и потерять представление об академическом стиле. Тут стоит добрым словом отметить не столько хороший вкус Флореса, но и проведение концерта. Обошлось без говорильни организаторов, ненужных партнеров и всяких трогательных детей. Просто и чинно - лучше не придумаешь. Только оркестровая часть оказалась не на высоте. Если дирижер Кристофер Франклин хорошо аккомпанировал Флоресу в ариях, то превосходные увертюры Россини и Доницетти получились весьма средне: дирижеру не удалось добиться от Национального филармонического оркестра России блеска, стиля и опрятности (как это удалось недавно Энрике Маццоле с Российским национальным оркестром).

Приезд Хуана Диего Флореса - серьезная победа в нашем гастрольном бизнесе. Она, правда, не может компенсировать нам миграцию певцов в обратном направлении. Год назад молодой русский тенор Максим Миронов обнаружил похожие умения: сегодня он уже поет Россини в театрах Италии. Что поделать, россиниевский тенор - редкая штука.

***

Назад


© Создание Фабрика Новых Технологий 2004